Использование дидактических игр в формировании грамматического строя речи детей
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Подведение итогов игр проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Далее представляю вашему вниманию подборку игр для формирования грамматического строя речи детей:
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе. Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов. Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень – какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д. Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам. Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки. Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений. Материал: Фишки. Осенью дни пасмурные,… серые, унылые… Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой… Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое… Осенью дожди частые,… холодные, проливные… Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые… В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые… Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает. Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) - дедушкин, Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под). Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим- хотят). Организация. Воспитатель обращается к детям: - Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы). - Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание. -Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь? - Хочу.
ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения. Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье
СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка … Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Поет - Поющая, Щебечет - Щебечущая
УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Нет (кого?) – нет лебедя, утки … . Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений. Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее. На столе лежит много карандашов.
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово «окно» в контексте предложения. В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...). Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть. После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать. - Я буду летчиком, летать на самолетах. - Я буду врачом, лечить детей. - Я буду учить детей, учительницей работать. Воспитатель следит за правильным построением предложений.
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )? Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )? СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам. Взлет – посадка Взлетать – приземляться Приезжать - … Приплывать - … .
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов. Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок полная корзина спелая ягода веселая песня колючий куст лесное озеро
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных. Материал: мяч. У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
Игра «Посчитай 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным. автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов
«Цепочка слов»
Цель: учить выделять первый и последний звук в словах.
Инструкция: Я буду называть слово, а ты должен услышать последний звук в слове и придумать слово, которое будет начинаться с этого звука. Панама – ангел – лампа – абрикос – сани – игла…
«КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ»
Цель:дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. — Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку еж Совершенно не похож. — Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа: — Что ж ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. — Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? — Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)». — У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие). Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? — Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«РУЧКА—НОЖКА»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка». — Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуй предметы, у которых есть ручка. — Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... — А какие предметы мы называем словом «ножка»? — Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. — Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...