Кинезиологические упражнения

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а определенной подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, возможно, какого-то творческого подхода к решению возникающих проблем.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических уражнений  в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. 

Кинезиология  или «гимнастика мозга»  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Т.е. это своеобразная гимнастика для мозга. Мы все с детьми занимаемся ежедневно гимнастикой для тела на занятиях по физкультуре, утром перед своими занятиями, занимаемся артикуляционной гимнастикой, так почему бы нам еще не включить в свою образовательную деятельность гимнастику для мозга, особенно для детей с затруднениями в обучении, различными речевыми, психологическими нарушениями, трудностями в адаптации.

Основная цель кинезиологиологических упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

А одной из главных задач в детском саду является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

Условия проведения:

1.Упражнения проводятся ежедневно в рамках организованной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2.Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5.Упражнения выполняются в медленном темпе (затем быстро)  от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.

6.Все указания даются чётко, спокойно.

7.Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

 

Кинезиологические методы включают в себя:

img1-88881. Упражнения по развитию мелкой моторики рук необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

Например:1. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

2. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.

3. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

4. Нанизывание бусин на шнурок.

5. Игры со шнуровками.

6. «Сухой бассейн».

7. Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки.

Симметричное рисование

Симметричное рисование (рисование обеими руками сразу) - эффективная методика развития межполушарного взаимодействия.

Рисуем правой рукой - работает левое полушарие, рисуем левой рукой -работает правое полушарие.

Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки - работают оба полушария гармонично.

 

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус 

Например: «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

Дыхательные  упражнения  развивают самоконтроль и произвольность.

Например: «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

Глазодвигательные  упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепить глазные мышцы.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие

Например: «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

img1-9999Например: «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

Массаж и самомассаж о благотворно воздействует на биологические активные точки

Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ушей, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Массаж лица.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

 

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Например: «Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Еще раз можно подчеркнуть, что основная цель кинезиологических упражнений заключаются в установлении и укреплении связей между полушариями головного мозга, они "учат" их работать одновременно. Параллельно развивается мелкая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

Эти упражнения можно использовать  для подготовки к тому или другому виду деятельности. Их можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.