Особенности речи детей с ОНР (I уровень)

Звуко-слоговая структура слова. У детей отсутствует большинство звуков родного языка. Чаще всего сохранными остаются фонемы раннего онтогенеза («П», «ПЬ», «М», «МЬ», «Б», «БЬ», «Н», «НЬ», «Д», «ДЬ», «Т», «ТЬ», «К», «КЬ», «Г», «ГЬ», «Х», «ХЬ», «ЛЬ»). Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность, в речи преобладают в основном одно-двусложные слова. При попытке воспроизвести более трудные слоговые структуры количество слогов сокращается.

Фонематические процессы. Дети испытывают трудности в различении неречевых звучаний, не справляются с заданиями на дифференциацию близких и далеких по акустико-артикуляционным параметрам фонем.

Пассивный словарный запас резко ограничен. 

Активный словарный запас. Дети способны пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. Бедность словаря стимулирует ребенка применять целый ряд паралингвистических средств, таких как мимика, жесты, интонация. Среди вербальных средств речи, используемых детьми, можно выделить следующее:

img165-kogda-rebenku-nuzhen-logoped1. аморфные или корневые слова (яблоко - яба, собака - ба);

2. диффузные слова, или слова, не имеющие аналога в родном языке (сметана - фа, машина - нг);

3. «облегченные» слова, которые появляются в речи ребенка, если используются взрослыми при общении с ним. Данный тип слов состоит не более чем из 1-2-х слогов (конфета - нака, горячий - жига);

4. слова-звукоподражания (собака - ав-ав).

Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся средств языка, например, слово «би-би» может обозначать машину, передвижение на машине и гудок машины. 

Процесс словообразования не доступен.

Фразовая речь. При переходе на следующий уровень речевого развития дети способны употреблять в спонтанной речи аграмматичные фразы типа «Мама Авка уууууууу!» - Мама и Славка уехали!

Связная речь отсутствует.

Грамматический строй. В речи детей нет предлогов и союзов, поэтому словоизменение не сформировано.

Диагностируется ОНР I уровня с 2,5 – 3 лет.