Особенности речи детей с ОНР (II уровень)

Звуко-слоговая структура слова. Звукопроизношение грубо нарушено (до 20 дефектных фонем). Встречаются все типы нарушений звукопроизношения: искажения, замены, смешения и отсутствие звуков. Слоговая структура слова грубо нарушена. Своеобразием нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. В речи детей с данным уровнем речевого развития встречаются следующие ошибки  в 2-3 сложных словах:

- персеверации - цикличное повторение одного и того же звука или слога, (мышки - мимиски);

- парафазии - перестановка звуков и слогов (пиджак - пиждак);

- антиципации - замена предшествующих звуков последующими (автобус - астобус);

- контаминации - смешение элементов двух и более слов (стакан и чашка - стакашка, белый потолок - белток);

- вставки – (тигр – тигар).

- элизии – сокращение слоговой структуры слова (черепаха – чепа), чаще всего встречаются в 3-4 сложных структурах.

img166-rebenok_3-4_let

Фонематические процессы. Дети различают неречевые звуки, допускают ошибки при дифференциации фонем, различных по акустико-фонематическим параметрам, например, «а» - «б»; не различают звуки, сходные по акустико-фонематическим параметрам, например, «с» - «ш». Фонематический анализ и синтез не сформирован. Дети не выделяют звуки из структуры слова, поэтому освоение элементарных основ грамоты ребенку данного уровня речевого развития не доступно.

Пассивный словарный запас ограничен. 

Активный словарный запас. По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам. Расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые наречия, числительные. 

Фразовая речь. В основном дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-4 слов, отмечается пропуск главных и второстепенных предложений.

Словообразование для детей с ОНР (II уровень) является не доступным, зачастую процесс образования слов заменяется словоизменением. Например, лисий хвост - лисы хвост.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.

Грамматический строй речи. Дети начинают активно пользоваться простыми предлогами, хотя не всегда верно употребляют их в спонтанной речи. Составляя словосочетания, простые распространенные предложения, дети допускают множество аграмматизмов. Например. Много ведер – много ведрей. Мяч лежит под столом – мяч лежит от столе.

Диагностируется ОНР II уровня с 4 лет.