Особенности речи детей с ОНР (III уровень)

Звуко-слоговая структура слова. В речи ребенка может наблюдаться от 2 до 16-20 дефектных фонем. Наблюдаются все типы нарушения звукопроизношения.

Анализ произносительных возможностей детей позволяет определить следующие трудности в воспроизведении слов 3-4 сложной структуры:

img167-1a424bfed3- парафазии (черепаха - чепареха);

- персеверации (сковорода – вавакода);

- вставки (овощи - вовощи);

- замена звуков (лебедь - лебудь)

- добавление слогов (молоко - комоляко).

В высказываниях детей появляются не только трехсложные, но и четырех-, и пятисложные слова. В пятисложных словах наблюдаются элизии. Например, (телевизор – тевизор). Полностью отсутствуют слова-звукоподражания. В речи детей сокращается количество антиципаций и контаминаций.

Фонематические процессы. Дети успешно справляются с заданием на дифференциацию звуков, различных по акустико-артикуляционным параметрам, однако затрудняются при различении сходных по параметрам звуков. Операции слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, служит препятствием для овладения чтением и письмом.

Пассивный словарный запас соответствует низкой возрастной норме. 

Активный словарный запас. Для бытовых ситуаций словарный запас достаточен, но при подробном обследовании выясняется незнание мало употребляемых ребенком слов (локоть, подбородок, веко). Сохраняется тенденция к множественным семантическим заменам (корзина – сумка), (перчатки - эти на руки которые).

Типичным для детей данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий (одежда - вещи, транспорт - машины).

На этом уровне речевого развития детям становятся доступными словообразовательные операции. Отмечается положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с ОНР (III уровень) понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным образовательным моделям, но наряду с этим ребенок допускает ряд типичных ошибок:

- неадекватное использование суффиксов, (хвост лисы - лисячий хвост);

- неправильный подбор производящей основы, (сталевар - варитель);

- дефектное произношение звуков, например, при замене фонемы «щ» на «ч», слово «мойщик» будет звучать как «мочик»;

- неверное образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (голосок - голосенок).

Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается недостаточный уровень сформированности связной речи. 

Монологической речи присущи следующие недостатки:

- ограниченно малый объем рассказа;

- пропуск отдельных членов предложений;

- инверсия;

- нарушение логико-временных связей в повествовании;

- замена рассказа простым перечислением предметов.

Грамматический строй речи.

В самостоятельной речи сокращается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа и падежа, лица и времени и т.д. Наиболее часто встречаются ошибки при изменении флексий существительных в Р.п. мн.ч. (воробьев - воробеев). 

Диагностируется ОНР III уровня с 5 лет.