Рекомендации родителям на летний период
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции назад. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения
• Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи)
• Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно.
• Определяйте количество звуков в слове и их последовательность. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
• Придумывайте слова с определённым количеством звуков.
• Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
• Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
• Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
• Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял где?- за садом, много это глаза – а один …, и т.д.)
• Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
• Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
• Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?)…
• У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
• Сочиняйте стихи, рифмы.
• Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
• Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
• Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
• Расспрашивайте о важных для него событиях.