Советы логопеда
Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.
Развитие фонематического слуха
Повторяйте слова парами:
сутки — шутки
миска — мишка
крыса — крышка
топот — шепот
стык — штык
споры — шпоры
жар — шар
Саша — сажа
накал — шакал
бык — шик
дар — шар
мыло — шило
Развитие речевой моторики
а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);
б) высовывайте язык «жалом»;
в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых («лошадка»);
г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны — «гармошка»);
д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте, втягивайте вниз-назад.
Звуки и — упражнения:
а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке . Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить 5—6 раз;
б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух. Контролировать выполнение ладонью (теплая струя воздуха);
в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8— 10 раз.
Требования к развитию речи ребенка
1. Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
2. Использовать различные части речи точно по смыслу.
3. Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
4. Отвечать на вопросы и задавать их.
5. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
6. Составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
7. Кругозор, развернутые представления ребенка о мире.