Учим детей рассказывать
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так: рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше; рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти; рассказ по картинке или серии картин; рассказ по кинофильму (мультфильму). Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы.
Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании.
Например, содержание описанных выше бесед о шапке, о работе повара, о высадке рассады на огороде может быть и предметом рассказов детей: описаний, повествований и рассуждений. Развивается связная монологическая речь.
Обучение рассказыванию ведется с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих).
Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и требования тоже различные. На занятии по обучению рассказыванию следует систематически повторять известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными. В качестве дидактического материала используются статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения.
Наборы таких картин выпускаются специально для детского сада (серии: «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года» и др.).
Подвижные картинки издаются в серии «Книжки-складки» (например, «Гуси-лебеди», «Теремок») и в необходимом количестве должны быть в библиотеке детского сада. Методика работы определяется формой самой книжки. Презентации — иллюстрации к известным детям сказкам и рассказам русских и советских писателей — особенно удобны для обучения монологической речи.
Воспитатель должен рекомендовать родителям пополнять домашнюю библиотеку и фильмотеку и терпеливо выслушивать рассказы своих детей по картинкам-иллюстрациям.
Итак, обучение рассказыванию ведется с опорой на реальные объекты, на воспоминания, на рассматривание картин.
Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей. рассказывание является одним из способов развития связной речи.
Виды рассказывания:
1. Рассказывание по игрушкам и предметам.
Занятия по рассматриванию и описанию игрушек в младшей группе — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений.
На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.
У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.
В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.
2. Рассказывание по картине.
Со второй младшей группы начинается обучение детей рассказыванию по картине. Педагог показывает, что нарисовано на картине, а далее учит детей называнию с помощью вопросов.
В средней группе на занятиях по развитию речи используются картины-наглядные пособия для дошкольников. Основная цель обучения рассказыванию по картине в средней группе - учить описывать изображенное на картине. Развиваются умения самостоятельного описания картин. На занятиях по рассматриванию картин дети учатся выстраивать рассказы, состоящие из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Учатся внимательно слушать рассказы педагога по картинам, что способствует обогащению опыта восприятия описательных рассказов, что в дальнейшем приводит детей к самостоятельности в составлении рассказов в старших группах.
К старшей группе речевое развитие детей совершенствуется. Дети подражают показанному образцу.
В подготовительной к школе группе на протяжении учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. Повышаются требования к детским рассказам к содержанию, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи.
В дошкольном возрасте для обучения детей разным типам высказываний эффективно служат игрушки, картины и предметы.
При их описании дети выделяют признаки предметов и явлений. Часто
в описание включается и рассказ о выполненных или возможных
действиях с игрушкой или предметом.
В повествовательных монологах передается изображенный сюжет, дети с увлечением составляют рассказ по картине или по игрушкам, отбирают логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивания композиции.
3. Рассказывание из личного опыта.
Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает работу над рассказами детей на основе личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Рассказы детей седьмого года жизни сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок самостоятельно поясняет события.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.