Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Л, Л`
Правильная артикуляция:
Губы в легкой улыбке;
Зубы сближены;
Язык: кончик приподнят и упирается в верхние зубы; спинка прогнута; корень приподнят; боковые края приподняты, но не касаются верхних коренных зубов, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
голосовые складки сомкнуты, вибрируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. На Л` палатализация, губы более напряжены.
1.«Заборчик»Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку). |
|
2.«Дудочка»Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку). |
|
3. «Заборчик – дудочка»Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. |
|
4. «Окошко»Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны. |
|
5. «Наказать непослушный язык»Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти. |
|
6. «Лопатка»Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. |
|
7. «Вкусное варенье»Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ. Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык. |
|
8. «Пароход гудит»Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх. Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л». |
|
9. «Лошадки»Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. |
|
10. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»Цель: выработать движения языка вверх и помочь определить его место при произношении звука «л». Выполнение: производить те же движения, что в предыдущем упражнении, только беззвучно. |
|
11. «Чьи зубы чище?»Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз). |