Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Р Р`
Правильная артикуляция:
Губы нейтральны;
Зубы разомкнуты;
Язык: кончик приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам; голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт;
Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. На Р`- дополнительный подъем спинки языка, перемещение его вперед.
1.«Заборчик»Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку). |
|
2.«Дудочка»Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку). |
|
3.«Заборчик – дудочка»Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. |
|
4.«Окошко»Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны. |
|
5.«Лошадки»Цель: укреплять мышцы языка, Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти. |
|
6. «Вкусное варенье»Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки. Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз. |
|
7. «Маляр»Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое). |
|
8. «Чьи зубы чище?»Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык. |
|
9. «Грибок»Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу. |
|
10. «Гармошка»Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. |
|
11. «Барабанщики»Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое). |