Все об артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, активной форме.
Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаст условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребёнка. Ребёнок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия – под нажимом рук логопеда, шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребёнку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запомнить его.
Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).
Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается. Таким образом, происходит переход к пассивно-активным упражнениям.
Постепенно, если ребёнок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определённые положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.
Пассивная гимнастика языка: выведение языка из ротовой полости; втягивание языка назад; опускание языка вниз; поднимание языка вверх; боковые отведения языка; придавливание коника языка ко дну ротовой полости; приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу; лёгкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ: собирание верхней губы; собирание нижней губы; собирание губ в трубочку, производя движение к средней линии; растягивание губ в «улыбку», фиксируемую пальцами в углах рта; поднимание верхней губы; опускание нижней губы; смыкание губ для выработки ощущения закрытого рта; создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков.
При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объёма движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений, скорость включения и переключения. Необходимо развивать произвольность артикуляционных движений и контроль за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица: закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз; нахмуривание бровей; поднимание бровей; надувание щёк; проглатывание слюны; открывание и закрывание рта; жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание их в стороны; чередование движений «хоботок» - «оскал»; смыкание губ; размыкание губ при закрытом и открытом рте; мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»); целевой губной выдох; поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Особенно большая работы должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а заем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
Упражнение для язычной мускулатуры: прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов; выдвигание языка вперёд; втягивание языка назад, внутрь; опускание языка вниз; приподнимание языка вверх; боковые отведения (вправо и влево); приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; суживание языка и заострение его; переключение различных позиций.
Далее переходят к специальных упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.